Бесконечная история

Реми Эйссен

Фильм «Бесконечная История». Глава 37: Эффекты

Каскадер Бобби Портер в сцене разрушения города

Каскадер Бобби Портер в сцене разрушения города

Гетцу Вейднеру потребовалось пять дней, чтобы возвести в павильоне №4/5 свое последнее сооружение: огромную платформу весом пять тонн. У этой штуки площадью с трехкомнатную квартиру была интересная особенность: ее можно было повернуть ровно на 90 градусов в вертикальное положение, и это было важно для снимаемой сцены.

Согласно сценарию, Ничто затронуло разрушенный город, где Атрейу победил оборотня. Стены рушатся. Камни летают по кадру, словно подхваченные сильным ураганом. Атрейу цепляется за узловатое дерево. Среди ревущего урагана, пролетающих мимо камней и грязи, мальчик парит над землей — пока Ничто не поглощает его последнюю опору...

Конечно, вы могли бы построить стены из очень легкого материала и разрушить их мощным вентилятором. Но силы его воздушного потока недостаточно для того, чтобы в воздухе горизонтально повис 12-летний мальчик.

Было только одно решение этой проблемы: «разводной мост», как его называют архитекторы сцены. Секрет в том, что камера установлена на наклонной платформе. Для зрителя изображение всегда остается горизонтальным, а гравитация создает удивительные эффекты. С помощью этого метода, например, Фред Астер мог танцевать на стенах и потолке — всю комнату просто вращали, и камеру вместе с ней (речь идет об американской музыкальной комедии 1951 года «Королевская свадьба». — Прим. перев.).

Каскадер Бобби Портер (слева) проверяет страховку перед репетицией сцены

Поворотная платформа в вертикальном положении

Здесь, однако, дело было немного сложнее: на платформе воссоздали часть разрушенного города — огромные арки из искусственных каменных блоков. Были также кусты и маленькие деревья. Было бы недостаточно только наклонить платформу и позволить всему этому свободно упасть. Камни должны были лететь в кадре почти горизонтально. Это означало, что стены следовало разрушать запланированным способом, и позже того момента, когда они давно бы рухнули сами.

Для этого Гетц Вайднер снабдил несущие колонны стеновых конструкций скрытыми инициирующими устройствами. Во время съемки сценическая бригада по определенному графику должна была приводить в действие эти «спусковые крючки», чтобы стены разрушались постепенно от задней к передней части. Отказ техники или ошибка бригады стали бы неприятностью, потому что требовался целый день, чтобы восстановить декорацию с нуля.

Но стены были не единственной проблемой. На переднем плане был Атрейу, которого в этой сцене дублировал каскадер Бобби. Для американца ситуация усложнялась тем, что на него сверху падало много пыли и маленьких кусочков пенополистирола. В этом хаосе с нулевой видимостью, он должен был дойти примерно до середины платформы, которая становилась все более и более наклонной. В последний момент он незаметно защелкивал в проушине на дереве карабин троса, который удерживал его тело. На последнем этапе, когда платформа стоит вертикально, он мог свободно висеть, «держась» за дерево.

— Ты не боишься поскользнуться и упасть? — спросил я его незадолго до начала съемок.

— Нет, — беззаботно сказал Бобби. — Будет хуже, если на меня обрушится вся эта конструкция.

Пятитонная установка была смонтирована таким образом, что имела тенденцию к свободному опрокидыванию в вертикальное положение. Этому препятствовал стальной трос толщиной в палец, который во время съемок медленно высвобождался огромным электродвигателем.

Здесь и далее: каскадер Бобби Портер выполняет трюк на поворотной платформе

Был еще кое-то, для кого эта съемка должна была стать приключенческим опытом: Йост Вакано. Оператору просто наскучило все время сидеть, определяя свет и ракурсы камер или давать указания своим людям. Во время съемок «Лодки» Вакано привык к более интенсивной работе. Там он снимал в душных декорациях подводной лодки или на качающемся плоту в Северном море. Но на этот раз все было продумано заранее, каждое положение камеры уже определили за столом с зеленой скатертью. Для Йоста это было слишком незатейливо.

— Я хочу выйти на платформу, — сказал оператор-постановщик. — Постройте мне безопасное место за камерой номер один.

Американский линейный продюсер Роберт Эдвардс чуть не выронил свой кофе, когда увидел, как за 35-миллиметровой камерой строится своего рода курятник. Было несколько телефонных звонков по горячей линии, потому что без одобрения начальства линейный продюсер не хотел жертвовать главным оператором. Но, в итоге у Йоста появилась будка, обтянутая толстым поролоновым матрасом, и такими прочными страховочными тросами, словно он хотел взобраться на северную сторону Эйгера (горная вершина в Бернских Альпах. — Прим. перев.).

— Тишина в павильоне! — сказал Вольфганг Петерсен через громкоговоритель. Дважды прозвенел звуковой сигнал, и все предупредительные огни перед входами в павильон переключились на красный цвет.

— И, начали! — сказал Петерсен.

С низким звуком запустился электродвигатель. Рабочий сцены, привязанный к одной стороне платформы, должен был выбросить ведра пыли и сена в воздушный поток восьми вентиляторов, вызвавших ураган на съемочной площадке. Десять человек были готовы разрушить стену. Постепенно сцена наклонилась вправо, задрожала и остановилась.

Ной Хэтэуэй репетирует финальные кадры сцены. Платформа находится в вертикальном положении

Оператор-постановщик Йост Вакано в защитном костюме и маске

Оценка результатов

[Ввиду дефекта страницы оказались практически нечитаемыми два небольших абзаца, из которых следует, что с первой попытки не получилось. — Прим. перев.]

Эффект от этой корректировки был просто фантастический. Кадр был совершенно неподвижным. Словно под воздействием невидимой силы, стены распались и улетели со сцены. Внезапно Бобби, как и планировалось, потерял землю под ногами и на мониторах поплыл горизонтально в воздухе — вращающаяся платформа остановилась в самой высокой точке. Все в зале аплодировали.

— Неплохо, — сказал Петерсен.

<< Предыдущая             Следующая >>

Оглавление

➤ Об авторе и его книге

➤ Глава 1. Сюжет

➤ Глава 2. Проект

➤ Глава 3. Планирование

➤ Глава 4. Книга

➤ Глава 5. Охота на сценарий

➤ Глава 6. Автор злится

➤ Глава 7. Айхингер приступает

➤ Глава 8. Один сценарий за другим

➤ Глава 9. Автор видит красный цвет

➤ Глава 10. Большой скандал

➤ Глава 11. Немного Голливуда

➤ Глава 12. Синий экран

➤ Глава 13. Прощание со старым кино

➤ Глава 14. Первый съемочный день

➤ Глава 15. Вольфганг Петерсен

➤ Глава 16. Кто любит играть монстров?

➤ Глава 17. Атрейу

➤ Глава 18. Ночной Альб

➤ Глава 19. Воющий Лес

➤ Глава 20. Голливуд и поворот на миллионы долларов

➤ Глава 21. Гигантский лес

➤ Глава 22. Проблема с художником

➤ Глава 23. Раскадровка

➤ Глава 24. Модели

➤ Глава 25. Поиск Императрицы

➤ Глава 26. Много песка

➤ Глава 27. Болота Печали

➤ Глава 28. Большая мама

➤ Глава 29. За кинокамерой

➤ Глава 30. Рождение звезды

➤ Глава 31. Бак

➤ Глава 32. Башня из слоновой кости

➤ Глава 33. Гморк

➤ Глава 34. Последний раунд

➤ Глава 35. Бастиан

➤ Глава 36. Сюрпризы

➤ Глава 37. Эффекты

➤ Глава 38. Конец

➤ Эпилог