Бесконечная история

Мнение о фильме автора книги, писателя Михаэля Энде

Михаэль Энде

Примечание переводчика: В статье «Бесконечный кинопровал», которая, в числе прочих источников, была использована при подготовке данного материала, допущена ошибка: указан производственный бюджет фильма «60 миллионов долларов» вместо правильного «60 миллионов марок».

Подробности развития конфликта между М.Энде и кинокомпанией «Neue Constantin Film» — в книге немецкого журналиста Реми Эйссена, посвященной съемкам «Бесконечной истории».

***

29 марта 1984 года, незадолго до премьеры, Михаэль Энде был приглашен Берндом Айхингером на частный показ так называемой «нулевой копии». Писатель пришел в ужас от «банального», по его мнению, качества фильма и вынес разрушительный вердикт: «Гигантская мелодрама из китча, коммерции, плюша и пластика» и смесь «Инопланетянина» со «Следующим днем». Он чувствовал себя обманутым кинематографистами и решил отозвать свое имя из титров. В пресс-релизе он объявил, что не хочет иметь никакого отношения к фильму и требует вырезать из него хотя бы те кадры, которые «противоречат внутренней логике сюжета».

Несмотря на все его возражения, фильм стартовал 6 апреля одновременно в 300 немецких кинотеатрах и с широким освещением этого события в прессе. Ожидалось, что в количестве не менее 1000 копий он выйдет осенью в США (вышел в июле на 950 экранах). Михаэль Энде и издательство «К. Тинеманн» подали иск против кинокомпании «Neue Constantin», но проиграли дело и соответствующие сцены из фильма убирать не стали.

Война Михаэля Энде с киноиндустрией стоила ему сил и нервов. Адаптация фильма, которая в его глазах была «ориентирована на чисто коммерческие аспекты», «ставила под сомнение его самооценку как писателя, художника и культурного человека». В конечном счете, борьбу против фильма он воспринимал, как «борьбу за свою честь».

— Я больше не узнаю себя в зеркале, если откажусь от своего имени ради чего-то подобного. Я боролся до полного истощения. Они пытались обмануть меня очень плохими трюками. Я устроил огромный скандал, но это не помогло, — сказал Энде.

В интервью авторам документального фильма «60 миллионов для Фантазии» (1984 г.) он заявил:

— Самое важное для кинопроизводителей — обладать воображением, способным создать мир Фантазии. К сожалению, образы, содержащиеся в этом фильме, едва ли превышают уровень среднего ночного клуба. Единственное, чего не хватает в интерьере Башни из слоновой кости — это блестящего шара на потолке и выступления женской группы, и мы оказались бы посреди ночного клуба. Все, что должно было быть загадочным и волшебным, стало абсолютно плоским и банальным. Сама Башня из слоновой кости показана в этом фильме как своего рода телевизионная вышка с тремя направленными антеннами — не знаю, чем это обусловлено.

Сфинкс, вероятно, стал одним из самых неловких моментов фильма. Это пара грудастых стриптизерш, сидящих в пустыне.

Как-то вот так...

Как-то вот так...

Торжество китча мы также наблюдаем в последней части фильма в комнате Детоподобной Императрицы, деревянно сидящей на стеганой голливудской постели — не хватило даже ракушки на заднем плане. Это просто неописуемо!

Когда спустя годы его возмущение и гнев по поводу съемок угасли, он взглянул на все это с большого расстояния — хотя и по-прежнему разочарованно: с некоторым цинизмом говоря о том, что проигрыш судебного разбирательства кажется ему логичным:

— Вердикт суда: да, имело место грубое искажение моей книги, но поскольку фильм в первую очередь ориентирован на детскую аудиторию, это не имеет значения. Конечно, правда заключалась в том, что, с одной стороны, на кону стояли инвестиции, превышающие 60 миллионов марок, а с другой — позиция одного автора с завышенным самомнением (потому что, по общему представлению, максимальное, о чем может мечтать писатель — это экранизация его книги, и он должен быть за нее благодарен).

Этот проигранный суд обошелся мне дороже, чем я когда-либо получал за права на съемки. В то время я принял этот вопрос очень близко к сердцу, но сегодня он мне уже безразличен. Я даже не взглянул на третью, пока последнюю часть, которая, как я слышал, недавно вышла в кинотеатрах.



Все интервью:

➤ Интервью продюсера Бернда Айхингера журналу «Cinema». № 5, май 1984 года.

➤ Интервью режиссера Вольфганга Петерсена немецкому журналу «Cinema». № 5, май 1984 года.

➤ Интервью режиссера и актеров изданию «Entertainment Weekly». 18 декабря 2019 г.

➤ Мнение о фильме автора книги, писателя Михаэля Энде

➤ Ной Хэтэуэй, мальчик-герой. Интервью журналу «Starlog». № 86, сентябрь 1984 г.

➤ Интервью Ноя Хэтэуэя поклонникам сериала «Battlestar Galactica», 14 августа 2005 г.

➤ Чем занят Ной Хэтэуэй? Интервью журналу «Stern», 16 сентября 2007 г.

➤ Интервью Ноя Хэтэуэя газете «The News Tribune», 5 августа 2015 г.

➤ Интервью Тами Стронак порталу «Yahoo Movies», 4 апреля 2017 г.

➤ Интервью Тами Стронак сайту «addictedtomedia.net», 17 августа 2017 г.

➤ Фрагмент большого интервью Тами Стронак киноблогу «Screen Mayhem», 9 апреля 2018 г.

➤ Фрагмент интервью актера Баррета Оливера журналу «Starlog», август 1986 г.