Бесконечная история

«И сердцу и уму». Фильм «Бесконечная история» в советской прессе

Рецензия журнала «Искусство кино» (№7/1984, с. 144-145). Кликабельно

Первую отечественную рецензию на «Бесконечную историю» опубликовал авторитетный журнал Союза кинематографистов СССР «Искусство кино» (№7/1984, с. 144-145). Судя по ее позитивному тону, прокатная судьба фильма в нашей стране была определена как минимум за три месяца до официального вердикта Коллегии Госкино.

«10-летний Бастиан Букс больше всего на свете любит читать приключенческие романы. Уединившись в своей комнате, он мысленно совершает увлекательные путешествия к своим любимым героям: вместе с Робинзоном Крузо мальчик обживает затерянный в океане необитаемый остров, со Скоттом и Амундсеном сквозь снежную пургу идет к Южному полюсу. Однажды к нему в руки попадает старинная книга о чудесной стране Фантазия, народу которой грозит опасность. И Бастиан отправляется на выручку...

Эта знакомая многим детям на Западе сказочная повесть современного писателя Михаэля Энде "Бесконечная история" легла в основу одноименного фильма, поставленного известным западногерманским режиссером Вольфгангом Петерсеном.

"Идея фильма-сказки случайно пришла мне в голову, когда я подумал о том, что неплохо бы снять картину, которая понравится моему 13-летнему сыну и его друзьям", — сказал он корреспонденту гамбургского еженедельника "Штерн". Однако именно этот сказочный сюжет режиссер выбрал, видимо, отнюдь не случайно. Дело в том, что с весны прошлого года книга Михаэля Энде неизменно занимает первые места в списках бестселлеров в ФРГ и других странах Западной Европы. Ее экранизация еще до выхода на экран тоже поставила своего рода рекорд — на производство ленты было израсходовано около 60 миллионов марок, вдвое больше, чем на самый дорогой западногерманский фильм.

В течение нескольких месяцев в павильонах мюнхенской кинофирмы "Бавария" на фоне фантастических декораций велись съемки, в которых наряду с людьми "участвовали" великаны и гномы, драконы и привидения, волшебники и другие сказочные персонажи. Среди них — Дракон, приносящий счастье, и грозный исполин — Пожиратель скал, с грохотом разъезжающий на своем огромном каменном велосипеде, верный страж сил зла свирепый волк Гморк и мудрая древняя черепаха Морла, которая всегда чихает в присутствии "молодежи", — тех, кто моложе 200 лет. Все эти "герои" были изготовлены и приводились в действие при помощи новейших средств оптики, электроники и телемеханики.

Главные действующие лица картины — маленький мечтатель Бастиан Букс (его роль сыграл американский мальчик Баррет Оливер) и обитательница Фантазии принцесса Повелительница желаний (ее сыграла сверстница и соотечественница Баррета Тэми Стронах). Именно она посылает Бастиану магический сигнал с призывом о помощи. Ее родине угрожает ужасное Ничто, невидимое существо, которое буквально пожирает поля и леса, иссушает моря и реки.

По мнению критики, помимо интересной игры актеров, зрелищности и динамичности, "Бесконечная история" привлекает внимание своей актуальностью. Действительно, некая мифическая опасность, грозящая вымышленному сказочному миру ленты, — своего рода аллегорическое изображение угрозы нашей планете, порожденной безумной гонкой вооружений, раздуваемой милитаристскими кругами Запада. Рецензент "Штерна" пишет: "Это далеко не камерный фильм. Слишком драматично разворачивается на экране действие сказки. Угроза стране Фантазия чересчур реальна, она невольно напоминает нам трагические события киноленты "На следующий день".

Н. Кукушкин»

В премьерном 1986 году единственным более-менее развернутым (хотя и несколько истеричным) анонсом отметился бюллетень «Экран-детям» (№9/1986). Также удалось найти коротенькие упоминания о фильме в журналах «Киномеханик» и «Новые фильмы» (№№8/1986). Несмотря на особый статус изданий (для специалистов!) они допустили грубые ляпы, «отправив» Бастиана на другую планету:

«Экран-детям» (№9/1986) призвал юных зрителей вместе с «Атрейей» спасать Буратино и Красную Шапочку. Кликабельно

Журнал «Киномеханик» (№8/1986) отправил Бастиана на другую планету. Обращаю ваше внимание на то, что «9 ч.» — это 9 частей (бобин) кинопленки для проекторов, а не часов.

Аналогичный ляп в информационно-методическом сборнике для прокатчиков (!) «Новые фильмы» (№8/1986). В розничную сеть «Союзпечати» он не поступал, подписку оформляли только специалистам.

Текст анонса из бюллетеня «Экран-детям»:

«ВСЕМ, кто любит сказку! ВСЕМ, кто верит в добрых и злых волшебников, троллей, гномов, леших и русалок! ВСЕМ, кому интересны приключения сказочных героев!

К вам обращаются за помощью обитатели СТРАНЫ ФАНТАЗИИ, над которой нависла страшная угроза. Грозная Пустота, ужасное Ничто поглощают нашу прекрасную страну. Исчезают красивейшие озера, дремучие леса, рушатся замки, гибнут чудо-животные и птицы. Помогите нам!

Ведь вы наверняка хорошо знакомы со страной Фантазией. Это у нас живут Спящая Красавица и Принцесса на горошине. По тропинке сказочного леса шла проведать бабушку Красная Шапочка. Те из вас, кто постарше, знакомы с такими нашими старожилами, как Гаргантюа и Пантагрюэль. А по соседству с ними живут Алладин и Буратино, Чиполлино и Белоснежка. Словом, наша страна и мы, ее обитатели, созданы фантазией многих писателей, художников, поэтов. И, конечно же, — верой, воображением тех, кто любит сказки. ЕСЛИ ВЫ НЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ МЫ НАВСЕГДА ИСЧЕЗЛИ ИЗ ВАШЕЙ ЖИЗНИ, ПОСПЕШИТЕ НАМ НА ПОМОЩЬ!

Прийти к нам на выручку нетрудно. НУЖНО ЛИШЬ, КАК СДЕЛАЛ ЭТО МАЛЬЧИК ПО ИМЕНИ БАСТИАН, ИСКРЕННЕ ПОВЕРИТЬ В СУЩЕСТВОВАНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ. Попробуйте! Новерное, сначала это удастся не всем, но обязательно посмотрите фильм "БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ", познакомьтесь с Бастианом и доблестным Атрейей, с добрым Белым Драконом и смешными, такими важными Маленькими Человечками. И тогда вы поймете, как помочь нам. А поняв, непременно пустите в ход могучее оружие — свою фантазию, — и перед ним отступится Пустота, имя которой попросту — Скука.

СПЕШИТЕ! СПЕШИТЕ! СПЕШИТЕ!»

Иностранные фильмы гостили у нас долго, и в феврале 1987 года очнулся журнал «Советский экран», порадовав отличной рецензией писателя-фантаста Михаила Емцева (№4/1987, с. 10-11). Вот только при подготовке фотоматериала к статье кто-то (сомнительно, что сам автор) перепутал Бастиана с Атрейу:

Рецензия Михаила Емцева в журнале «Советский экран» (№4/1987, с. 10-11). Журнал выходил дважды в месяц, поэтому №4 — февральский. Кликабельно

«И сердцу и уму

Жизнь наша все усложняется: телевизор голыми руками не починишь, работу компьютера в двух словах не объяснишь. Материальная культура отчуждается от человека, сама себя подгоняет и требует от людей: совершенствуй меня, улучшай, а то худо будет. Стараются человеки, громоздят лазеры на жидкие кристаллы, комбинируют осколки нуклеиновых кислот в фантастические наследственные программы. Творит сегодня человечество искусственную культуру высокой степени сложности, не поспевая в душе своей за темпом скоротечных материальных перемен. Может быть, отсюда ностальгия по ясным, цельным чувствам детства? Фильм «Бесконечная история» каким-то образом, а точнее, благодаря избранному художественному приему заставил служить сложнейшую современную технику сообщению простых и добрых человеческих чувств. И совсем непростых мыслей. Получился эмоционально-интеллектуальный гибрид, который интересен взрослому и ребенку.

Эта сказочная химера изготовлена по новейшим рецептам кинотехнологии. Только не нужно в древнегреческое слово вкладывать наше расхожее понятие: перед нами очень милая химера. "Бесконечная история" — современная киносказка и в первую очередь, по определению жанра, адресована детям. Авторы — режиссер Вольфганг Петерсен (он же соавтор сценария) и Герман Вайгель — сконструировали завораживающий внимание юного зрителя мир обаятельных чудовищ, симпатичных стоашилищ и очаровательно гибельных ситуаций. Скольжение вдоль авторского вымысла захватывает дух.

Один дракон чего стоит! Так и хочется назвать его "дракоша" или другим каким-нибудь, но обязательно свойским, нежным словом. Хотя драконы, как правило, к нежностям не располагают, этот — исключение. Огромен и добр, в беде выручит, в трудном положении даст мудрый совет. Внешность тоже не очень-то драконья: вместо смрадной чешуи его могучее тело облекает нежнейшая белая шерстка, которая при сверхзвуковых скоростях полета сворачивается в дивные шелковистые локоны. Большие карие глаза, уши, как у спаниеля. Клыки отсутствуют, огнем не дышит, дымом не пышет. Не отравляет окружающую среду. Короче, дракон, но без отвратительных драконизмов. Пролететь на таком живом аэробусе по улицам современного города да еще "злейших врагов" припугнуть (что и проделывает со своими обидчиками-сверстниками герой фильма мальчик Бастиан) — какое же это веселое и победное удовольствие для юного зрителя!

Симпатяга дракон Фалькор, он умиляет с первого кадра. Вообще эта кинолента рождает именно чувство умиления, которое, как известно, предшествует любви. В человеке оно звучит негромко, чисто и бескорыстно. К тому же умиление глубоко демократично, оно с одинаковой нежностью распространяется на любимую кошку, на цветок, на куклу, на весь мир. В том числе на мир сказочный — там ведь такие просторы для взращивания этого чувства!

В фильме много приятных сюрпризов для детского воображения, да и основная мысль (к которой мы еше вернемся) — о гибнущей из-за распространившейся практичности Стране Фантазии — не оставляет ребят равнодушными. Пустота практицизма съедает заповедные земли ребячьей мечты — как тут не посочувствовать сказочному мальчику Атрейю, который отважно борется за спасение своей страны!

Как тому и положено быть, итог фильма мажорный: пока на Земле есть такие мечтатели, как Бастиан, Страна Фантазия будет вечно возрождаться из пустоты забвения, истории ее предопределено бесконечное повторение. Но победа добра прогнозируется авторами не линейно, не однозначно, в фильме присутствует неназванное "а что, если...", которое взывает к ответственности зрителя.

Юным зрителям, безусловно, нравится эта по-настоящему современная, красивая киносказка. И не только им. Взрослый зритель находит в ней аллегорическое преломление многих волнующих его сегодня проблем. Тут и наметившаяся экологическая катастрофа, и вопросы воспитания подрастающего поколения, и даже (страшно сказать!) философские аспекты теории отражения. Повторяем, сказка современна по духу и воплощению. Сложное и наивное в ней уживаются непротиворечиво. Строгая серьезность мысли и живое действие дополняют друг друга, придавая восприятию полноту, объемность.

Совершенный технический уровень и культура этого произведения должны, видимо, привлечь внимание постановщиков наших отечественных фильмов аналогичного жанра. Сказочные персонажи "Бесконечной истории" воссозданы с предельной живописной точностью: никакой приблизительности случайности а форме, цвете, фактуре. Достижения нынешней технологии вплетены в ткань повествования изящно и умело, они не отвлекают внимания зрителя своей эффектностью, а служат естественным фоном кинодейства.

Единственный упрек, который, на наш взгляд, следует адресовать авторам "Бесконечной истории" — к их идее о гибели Страны Фантазии. Гибель эта происходит якобы из-за того, что люди стали практичней и прагматичней, дети — рассудочней, меньше мечтают и фантазируют. Это, мягко говоря, неточно. Работа воображения, напор мечты сегодня никак не меньше, чем в эпоху братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена. Но мечты эти иные. Нынче Страна Фантазия заселена роботами и инопланетными пришельцами, бунтующими компьютерами и героическими путешественниками во Вселенной. Сегодня Страна Фантазия — будто полигон научных прогнозов и идей. В "Бесконечной истории" же речь идет лишь о части, впрочем, очень важной части этой воображаемой державы — милой, беззащитной Земле Сказок. Этот волшебный и хрупкий мир нашего детства, конечно же, нуждается в защите от наступления бездуховной вещной пустоты.

Михаил Емцев»

К сожалению, второй по популярности среди общесоюзных киножурналов «Спутник кинозрителя» на появление в прокате «Бесконечной истории» не отреагировал.

P.S. Ищу периодику союзных республик с информацией о фильме: бюллетени «Новини кіноекрана» (Украинская ССР), «На екранах Беларусі» (Белорусская ССР), «Filme noi» (Молдавская ССР), «Kinas» и его русскоязычный вариант «Кино» (Литовская ССР), «Kino» и его русскоязычный вариант «Кино» (Латышская ССР), «Ekraan» (Эстонская ССР), «Жаңа фильм» (Казахская ССР), «Јени филмләр» (Азербайджанская ССР) и др.

Газеты РСФСР: «На экранах Подмосковья», «Кинонеделя Ленинграда» и др.



Все детали:

➤ Сцена с добрым великаном Парментером, не включенная в обе версии фильма

➤ Основные различия немецкой и международной версий фильма

➤ Места натурных съемок «Бесконечной истории» в канадском Ванкувере

➤ Коллекционные фигурки киногероев и книга-раскраска

➤ «Бесконечная история» в форматах Full HD и 4K Ultra HD

➤ «Бесконечная история» в СССР (1986 год)

➤ «Бесконечная история» в советской прессе

➤ Реставрация фильма в Германии компанией «CinePostproduction GmbH»