Вольфганг Петерсен (Wolfgang Petersen, 14.03.1941 – 12.08.2022) — немецкий кинорежиссер, сценарист и продюсер. Снял такие известные фильмы, как «Лодка», «Враг мой», «На линии огня», «Самолет президента», «Троя» и др. Кавалер ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» 1-й степени (Офицерский крест) и Баварского ордена «За заслуги». В 1983–1984 годах возглавлял съемочную группу фильма «Бесконечная история».
Родился в портовом городе Эмден (Нижняя Саксония), который вскоре стал одной из излюбленных мишеней британских ВВС. Из-за постоянных авианалетов большую часть населения, включая Петерсенов, эвакуировали в сельскую местность Мекленбурга. После капитуляции Германии Мекленбург стал частью советской зоны оккупации и семья вернулась на руины Эмдена.
«Мы поселились в бараке, у гавани, — рассказывал Петерсен о своем раннем детстве, — и постоянно голодали». Иногда добыть еду можно было единственным способом: бегая к причалу, где швартовались американские корабли. Голодные дети толпились на берегу и ждали, какие сокровища бросят им улыбающиеся моряки.
«Мы были без ума от этих красивых кораблей. Я никогда раньше не видел апельсинов, бананов и жевательной резинки». Для пятилетнего Вольфганга американцы были «представителями более прекрасного мира, богатого, могущественного и дружелюбного». Зародившиеся в далеком 1946 году симпатии к США, морю и кораблям он пронесет через всю жизнь.
В начале 1950-х годов семья переехала в Гамбург. Отец Вольфганга, который во время войны был лейтенантом Кригсмарине, устроился маклером в судоходную компанию «Fisser and van Doornum», а Вольфганг стал учеником Академической гимназии им. Иоганна Бугенхагена. В ней он проучится до 1960 года.
Культурная жизнь строящегося заново города была сосредоточна в кинотеатрах, куда после войны хлынул поток голливудских фильмов. Чтобы заработать деньги на билеты, Вольфганг с приятелями собирали бутылки, макулатуру и один раз даже сдавали кровь.
«Каждое воскресенье я бегал с друзьями в кино, — вспоминал Петерсен. — Вход стоил пятьдесят пфеннигов. Особенно меня впечатлили вестерны Говарда Хоукcа и Джона Форда. После показа мы распределяли роли и разыгрывали свои фильмы с кольтами, шляпами и всем остальным. Я вообще слыл сумасшедшим мальчиком, который постоянно бегает, как ковбой, стреляя из ружья».
Иллюзорный мир кино помогал Вольфгангу хотя бы на час-полтора физически и морально убежать из развалин Третьего Рейха.
«В этих фильмах — особенно в вестернах — было ясное понимание того, что хорошо, а что плохо, а также того, с чем вам нужно бороться и почему, — говорил Петерсен. — Для мальчика важна ясность, а ее не хватало в окружающем мире. У меня было ощущение, что всё в Германии того времени было неясным. В школе мы изучали историю Германии до 1920 года. Нам никогда не рассказывали о Гитлере. Мы знали, что не так давно в нашей стране происходило что-то ужасное, но никто не хотел об этом говорить».
Жанровое американское кино во многом определило его художественные вкусы, внушило веру в силу повествования, сильные эмоции и захватывающее действие. «В моих фильмах нет ничего немецкого или даже особенно европейского» — позднее скажет он, дистанцируясь от «Нового немецкого кино» — авторского направления в кинематографе ФРГ. «Я восхищаюсь тем, что там происходит, но я другой режиссер».
Накануне Рождества 1952 года Вольфганг попросил родителей заменить традиционые подарки любительской кинокамерой «Eumig», которая стоила 219 марок. Отец получал 500 марок в месяц и для семьи это была серьезная трата, но на покупке настояла мать будущего режиссера. Вскоре с помощью соседских мальчишек Вольфганг снял свой собственный вестерн с салуном, игрой в покер, кулачным боем и перестрелкой. «Должен сказать, что это было весьма шаблонно» — признается он.
Учеба
После гимназии Петерсен окончил трехлетние курсы актерского мастерства, а с 1964 по 1966 год изучал театроведение в Гамбурге и Берлине. Первый сценический опыт приобрел с 1960 по 1964 год, сначала в качестве помощника режиссера, затем режиссера Гамбургского детского театра Эрнеста Дойча.
В 1966 году Петерсен стал одним из первых студентов недавно созданной Немецкой академии кино и телевидения в Берлине. Здесь он снял дипломный фильм «Я убью тебя, Вольф», («Ich werde dich töten, Wolf») премьера которого состоялась на Берлинском кинофестивале 1970 года. Фильм был воспринят критиками как «кинематографический деликатес», «увлекательный этюд умелого мастера с захватывающим воображением».
Во время учебы Петерсен увлекся левыми идеями и даже участвовал в студенческих волнениях. «Одной из самых крупных акций стала оккупация телекомпании "Свободный Берлин", — вспоминал он. — Я словно сошел с ума. Но должен сказать, я не был из тех, кто серьезно относится к марксизму. Итак, я не читал Маркса. Я был слишком ленив для этого. Марксистские теории обсуждались постоянно, формировались рабочие группы. Это было захватывающе. Но я находился не на самой передовой».
К счастью, эта вспышка юношеского максимализма быстро угасла и будущий создатель «Бесконечной истории» избежал свидания с тюрьмой. Его дальнейшая общественно-политическая жизнь ограничилась голосованием за социал-демократов на выборах в Бундестаг.
Профессиональная карьера
После учебы Петерсен устроился на телевидение, где за последующие 7 лет снял 16 фильмов, в том числе — 6 эпизодов популярного в ФРГ детективного сериала «Место преступления» («Tatort»).
Считается, что известность молодому режиссеру принес один из эпизодов этого сериала «Аттестат зрелости» («Reifezeugnis», 1977 г.). Фильм рассказывал о внебрачной связи школьного учителя с 16-летней ученицей. Сыгравшая главную роль Настасья Кински получила телевизионную премию «Бэмби» и в одночасье стала звездой немецкого кино.
«Без полученного на телевидении опыта я бы никогда не справился с таким масштабным проектом, как «Лодка», — отметил Петерсен. В этот период он не только оттачивал свой киноязык, но и учился находить наиболее востребованные публикой темы, а симпатизируя социалистам — не упускал случая поиграть на нервах консервативной части немецкого общества.
Так, следом за «Аттестатом зрелости» Петерсен снял скандальную драму «Последствия» («Die Konsequenz») о гомосексуальной связи заключенного швейцарской тюрьмы с 16-летним сыном надзирателя. Это была экранизация книги писателя Александра Циглера, отсидевшего два с половиной года за «склонение несовершеннолетних к противоестественному блуду». Премьера фильма состоялась 29 октября 1977 года в рамках кинофестиваля в Хофе.
Фильм вызвал неоднозначную реакцию. Хотя его сняли по заказу Содружества национальных телерадиокомпаний ARD, один из его местных филиалов — Баварская телерадиокомпания — решил отказаться от трансляции этой ленты. Тем не менее, исполнитель главной роли Юрген Прохнов получил приз Мюнхенского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Фильм был выпущен в кинотеатры 2 декабря 1977 года.
Позже Петерсен заявил, что в его планы не входила популяризация «нетрадиционных отношений», его привлекли драматические моменты и эпатажность романа. К тому же в молодые годы он, как и продюсер этого фильма Бернд Айхингер, брался ради кинематографического опыта почти за все, что предлагали.
В 1979 году управляющий директор Баварской киностудии Гюнтер Рорбах предложил Петерсену, с которым до этого работал на телевидении, сложное творческое задание — экранизацию романа Лотара-Гюнтера Буххайма «Лодка» («Das Boot», 1973 г.).
Произведение основывалось на личном опыте самого Буххайма. По сюжету, осенью 1941 года молодой военный корреспондент, лейтенант Вернер, присоединяется к экипажу подводной лодки U-96, чтобы задокументировать ее боевой выход в Атлантический океан.
Еще в 1976 году Баварская киностудия привлекла к работе над фильмом специалистов из Голливуда, но съемки не состоялись из-за разногласий между Буххаймом и американским сценаристом Рональдом М. Коэном. После трехлетней паузы Рорбах заявил, что Германия способна без посторонней помощи снять кино с голливудским размахом. Для этого он дополнительно привлек восемь инвесторов, из которых полностью частным был только «Neue Constantin Film» Бернда Айхингера (он же обеспечил прокат фильма в ФРГ).
Бюджет проекта составил сначала 17, затем 32 миллиона марок (18,5 млн долларов), что сделало «Лодку» самым дорогим на тот момент фильмом в истории немецкого кинопроизводства.
Для Петерсена, не имевшего опыта технически сложных постановок, это был весьма опасный эксперимент. В мечтах он уже давно покорил кинорынок США, что добавляло творческой энергии. Однако кассовый провал «Лодки» не только поставил бы крест на его голливудских устремлениях, но и мог уничтожить карьеру в национальном кино.
Тем не менее, после некоторых колебаний он согласился возглавить съемочную группу. Помимо Петерсена в ней оказались кинооператор Йост Вакано, художник по декорациям Рольф Цейтбауэр (к тому времени — обладатель «Оскара» за фильм «Кабаре») и композитор Клаус Дольдингер. Это была их первая совместная работа, но совсем скоро они вновь объединят творческие усилия для создания «Бесконечной истории».
На роль командира подлодки пригласили тогда еще малоизвестного широкой публике Юргена Прохнова. Военного корреспондента Вернера сыграл Херберт Гренемайер, в будущем — один из самых популярных рок-музыкантов Германии. Консультировал съемочную группу фрегаттен-капитан Генрих Леманн-Вилленброк, командир настоящей U-96, на которой находился Буххайм в 1941 году.
Почти весь съемочный период команда провела в железной цистерне, имитирующей корпус подлодки. В ней было настолько тесно, что оператор Йост Вакано был вынужден пользоваться маленькой ручной кинокамерой. Актеры ходили бледными от нехватки солнечного света. Во время съемок одной из сцен на капитанском мостике актера Яна Феддера («рулевой Пильгрим») смыло потоком воды из установки для создания «штормовых волн» и он сломал несколько ребер.
«Нагрузки были экстремальными, — вспоминал Петерсен. — Мы снимали этот фильм более 18 месяцев, частично в опасных для жизни условиях. История не должна была наполнять участников радостью жизни. К концу каждой съемочной недели я всегда был полностью опустошен и измотан».
Именно на съемках «Лодки» в полной мере проявилось его особое режиссерское качество: быть открытым идеям творческого коллектива и, если они его убедили, включать их в свой рабочий план. Он принципиально создавал атмосферу, дающую свободу творчеству сотрудников. Все, кто с ним позже работал, были в восторге от этого, в том числе и голливудские звезды.
Но одновременно с этим Петерсен повадился уговаривать актеров выполнять трюки без каскадеров, чтобы зритель не замечал подмены. В полном соответствии с пословицей «Лучшее — враг хорошего» из-за этого в будущем случались ЧП. Так, на съемках «Бесконечной истории» дважды получал травмы исполнитель роли Атрейу — юный актер Ной Хэтэуэй, во время работы над «Троей» растянул сухожилие Брэд Питт, и т.д.
Премьера «Лодки» состоялась 17 сентября 1981 года в Мюнхене. Не успел остыть кинопроектор, как Петерсен и его команда подверглись резким нападкам немецких критиков. Они буквально разрывали фильм на части — то из-за исторических неточностей, то из-за якобы прославления войны. Но основной причиной негодования «высоколобой общественности» стал коммерческий характер фильма, его нацеленность на массового зрителя. Странно было бы ждать иной реакции от людей, находящихся под влиянием Оберхаузенского манифеста, но Петерсен воспринимал травлю «мейнстрима» весьма болезненно.
«Термин "коммерческий" в этой стране используется, как словесная дубинка, — досадовал он. — Популярность и коммерческая направленность фильмов рассматриваются как синонимы и в равной степени подлежат осуждению. У меня другое отношение к этому. Моя цель — рассказать истории как можно большему количеству людей, чтобы их понимала широкая аудитория, но при этом не распространять банальности».
К счастью, немецкие зрители оказались благосклонней критиков. Но настоящей «моральной отдушиной» для Петерсена стали США, где «Лодку» ждал громкий успех, пусть и не совсем в материальном выражении.
Здесь стоит оговориться, что европейское кино редко добивается за океаном высоких кассовых показателей. Обычно его плохо рекламируют, выпускают малыми тиражами, да и американцы больше доверяют «звездным» голливудским режиссерам (а Вольфганг Петерсен в 1981 году таковым еще не являлся).
Фильм заработал в США всего 11 млн долларов, зато получил шесть номинаций на «Оскар», в том числе за режиссуру, сценарий и операторскую работу. На тот момент это был рекорд немецкого кинопроизводства.
«Оскары» в итоге достались биографической ленте «Ганди» Ричарда Аттенборо, но благодаря номинациям «Лодка» собрала в мировом прокате 96 млн долларов. Успех фильма распахнул перед Петерсеном двери в Голливуд. С этого момента телефон в его квартире звонил не переставая — многие американские продюсеры хотели нанять перспективного режиссера для своих проектов. Но он остался дома и выбрал «Бесконечную историю».
Переход от серьезного военно-исторического кино к детской фантастике для многих стал неожиданностью. В киносообществе тотчас поползли слухи, что немецкий режиссер втайне мечтает превзойти Стивена Спилберга, чей «Инопланетянин» накануне с триумфом прошел по экранам многих стран и собрал целую коллекцию наград.
Петерсен объяснял свой выбор желанием поработать с проектом, по масштабу превосходящем «Лодку», и над темой, с которой он раньше не сталкивался.
Разумеется, «Бесконечная история» стала очередной мишенью для немецких кинокритиков. Воодушевленые творческим конфликтом продюсера Бернда Айхингера с автором романа Михаэлем Энде, они набросились на фильм еще до начала съемок. Обвинения в низкопоклонстве перед «голливудским ширпотребом» сыпались одно за другим. Доводы Айхингера и Петерсена, что умение создавать зрелищные фильмы привлечет инвестиции и будет способствавать развитию национального кинематографа только распаляли страсти.
Если выпады в адрес «Лодки» Петерсен кое-как стерпел, то разносом полюбившеся юным зрителям «Бесконечной истории» был попросту взбешен: «Когда мы приезжали в Америку сразу после этой немецкой критики, и там были празднования и номинации на "Оскар", я подумал про себя: может, мне все-таки здесь лучше? Разве здесь не лучше понимают меня и мои фильмы?»
Его первым опытом взаимодействия с Голливудом стала фантастическая драма «Враг мой» — экранизация одноименной новеллы американского писателя-фантаста Барри Б. Лонгиера. По сюжету, офицер земного космофлота Уиллис Дэвидж (Деннис Куэйд) и представитель расы драков Джериба Шиган (Луи Госсет-младший) оказались вместе на негостеприимной планете и должны преодолеть взаимную неприязнь, чтобы выжить. Несложно догадаться, что это была притча о преодолении расовых предрассудков.
Изначально режиссерское кресло занял Ричард Лонкрейн. Однако вскоре у него возникли творческие разногласия с продюсером Стивеном Фридманом и руководителями компании «20th Century Fox», которым не понравился отснятый материал. Неудачные костюмы и визуальные эффекты напомнили им дешевые фильмы ужасов 50-х годов. Производство остановили после трех недель съемок, потратив впустую 9 миллионов долларов.
Тем не менее, студия не потеряла веру в сюжет и актеров. На роль спасителя фильма пригласили Петерсена, который сначала отказался доделывать чужую работу. После ознакомления со сценарием он изменил свое решение, но настоял на переносе студийной части производства в Мюнхен (оправдав это возможностью сэкономить деньги).
Натурные съемки возобновились в декабре 1984 года на Канарских островах, затем продолжились в павильонах Баварской киностудии. Петерсен полностью переснял все сцены Лонкрейна, использовав обновленные костюмы и пластический грим, а также часть декораций, изготовленных для «Бесконечной истории».
Однако, надежды на экономию не оправдались. Если изначально бюджет составлял 17 млн долларов, то ближе к концу производства он вырос (с учетом маркетинговых затрат) аж до 40 миллионов.
Фильм вышел в прокат 20 декабря 1985 года. Из-за отсутствия столь любимого массовым зрителем «экшена» он провалился, заработав немногим более 12 млн долларов. Несмотря на это, подобно «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта и некоторым другим фильмам-аутсайдерам, «Враг мой» прочно обосновался в домашних видеотеках любителей фантастики.
К слову, по итогам 1989 года «Враг мой» стал одним из лидеров советского кинопроката с 24-ю миллионами зрителей. К сожалению, при подготовке фильма к показам в СССР не обошлось без сокращения отдельных сцен. Особенно досталось сцене, в которой драк рассуждает о своей религии, и сцене, где Уиллис знакомит сына Шигана Заммиса с американским футболом.
В 1986 году Вольфганг Петерсен вместе с женой Марией окончательно переехал в Лос-Анджелес. Здесь, сотрудничая с ведущими продюсерами, киностудиями и производителями спецэффектов, с 1991 по 2006 год он снял 7 фильмов, минимум 3 из которых можно с уверенностью считать блокбастерами.
В 1993 году вышел триллер «На линии огня» про немолодого агента Секретной службы Фрэнка Хорригана, бывшего телохранителя президента Кеннеди. Спустя много лет после гибели Кеннеди он вступает в схватку с маньяком Митчем Лири, который собирается убить действующего президента США. Главную роль сыграл Клинт Иствуд, его оппонентом выступил Джон Малкович.
По словам сценариста Джеффа Магуайера, у главного героя был реальный прототип: агент Секретной службы Клинт Хилл, телохранитель Джона Кеннеди и его жены Жаклин. 22 ноября 1963 года он был в Далласе и не сумел предотвратить покушение на президента.
Фильм заслужил положительные отзывы критиков и при бюджете 40 миллионов долларов собрал в мировом прокате почти 177 миллионов. В том же году он был трижды номинирован на премию «Оскар»: за лучшую мужскую роль второго плана (Джон Малкович), лучший оригинальный сценарий (Джефф Магуайр) и лучший монтаж (Энн В. Коутс). Также его выдвинули на премию «Золотой глобус», премию «BAFTA» и премию Гильдии сценаристов США.
Влиятельный американский кинокритик Роджер Эберт дал фильму три с половиной звезды из четырех, написав: «Большинство триллеров в наши дни посвящены трюкам и действиям. В фильме "На линии огня" есть разум».
В 1994-1995 годах Петерсен работает над драмой «Эпидемия» (в оригинале «Outbreak», «Вспышка»), основанной на книге Ричарда Престона «Горячая зона». Продюсерам удалось собрать на съемочной площадке яркий «звездный» состав: Дастина Хоффмана, Моргана Фримена, Кевина Спейси, Дональда Сазерленда и др.
«Это одна из самых страшных историй нашего времени, — писал в 1995 году Роджер Эберт, — Идея о том, что глубоко в неизведанных тропических лесах скрываются смертельные болезни, и если они когда-нибудь покинут свои дома в джунглях и попадут в кровь человека, возникнет новая чума, подобная той, которой мы никогда не видели. "Эпидемия" Вольфганга Петерсена — умный и пугающий триллер о такой вероятности».
Забавно, что на съемках некоторых сцен Петерсену пришлось устраивать для опытного Дастина Хоффмана т.н. «режиссерские показы» — прямые подсказки, как выполнять те или иные физические действия.
«Меня очень удивила неуверенность Дастина Хоффмана, — вспоминал режиссер. — Он типичный театральный актер. У него всегда возникают проблемы с очень простыми вещами, такими как поворот головы и выражение лица. Мне пришлось взять его за руку и сказать: «Послушай, Дастин, я сделаю это для тебя». Вот я и разыгрывал что-то для Дастина Хоффмана».
Впрочем, в кадре Хоффман оказался убедителен, и при бюджете 50 млн долларов «Эпидемия» собрала в мировом прокате 190 млн.
В 1997 году Петерсен снимает боевик «Самолет президента» («Air Force One») с Харрисоном Фордом и Гэри Олдменом в главных ролях. Маленькую роль тюремного конвоира в этом крайне несерьезном фильме исполнил известный российский спортсмен Олег Тактаров.
По сюжету президент США единолично одерживает победу над отрядом казахстанских и российских террористов, угнавших «Борт номер один».
«Это был "попкорновый" фильм, — шутил позднее Петерсен. — Я снимал его, когда у власти был Билл Клинтон. Сейчас у вас такое не получится. Как вы смогли бы превратить Джорджа Буша в героя боевика?»
«Попкорновый самолет» с производственными затратами 85 млн долларов заработал 315 миллионов и две номинации на премию «Оскар» — в категориях «Лучшая музыка» (композитор Джерри Голдсмит) и «Лучший монтаж» (Ричард Фрэнсис-Брюс).
Финансовые успехи позволили Петерсену взяться за грандиозный с технической точки зрения фильм «Троя» (2004 г.) по мотивам эпической поэмы Гомера «Илиада», а также других произведений Троянского цикла.
«Мальчиком я учился в гуманитарной школе, где преподавали латынь и греческий, — вспоминал Петерсен. — Когда мне было 14 лет, я думал, что это тяжело и скучно. Но когда появился Гектор, я не мог дождаться следующего урока греческого, чтобы узнать, что будет дальше. Эту историю я всасывал, как сироп. Поэтому, когда я услышал, что сценарист Дэвид Бениофф предложил «Warner Brothers» идею, основанную на «Илиаде», я был заинтригован».
Интересно, что и сам Бениофф (больше известный, как один из авторов сериала «Игра Престолов») впервые прочел «Илиаду» 12-летним подростком.
Картина с бюджетом свыше 170 млн долларов на момент создания считалась самой дорогой в мире. Серьезные инвестиции позволили возводить масштабные декорации и разрабатывать передовые визуальные эффекты. Мало кто знает, что заметную роль в получении этих денег сыграл исполнитель главной роли Брэд Питт.
«Фильм потребовал много тяжелой работы, — рассказывал Петерсен. — Я думал, что такой амбициозный проект никогда не будет снят. Но Брэд увлекся им с самого начала, это помогло убедить спонсоров, поэтому каким-то образом мы закончили его всего за два года».
Он считал, что Трою нельзя назвать голливудским блокбастером, хотя ее и финансировала американская студия: «Это величайшая европейская история всех времен. Я немец. Съемочная группа и половина актерского состава — британцы. Это европейский фильм».
Слова режиссера дополняет то обстоятельство, что все павильонные сцены снимались на лондонской киностудии «Шеппертон», а роль Трои исполнил мальтийский форт Рикасоли.
И лишь для крупных батальных сцен выбрали пустынный пляж в нескольких километрах от мексиканского курорта Кабо-Сан-Лукас. «Всё было нормально, пока мы не обнаружили, что находимся на участке с редкими кактусами, — вспоминал Петерсен. — Каждый пришлось пометить и выкопать, а затем заново посадить. Это был кошмар». Вдобавок ко всему пляж являлся зоной обитания черепах, находящихся под угрозой исчезновения. Поэтому пришлось собирать черепашьи яйца и переносить их в инкубатор.
Съемки не обошлись без досадных инцидентов. Так, во время репетиции одного из сражений мексиканские и болгарские статисты «разогрелись» настолько, что между ними вспыхнула настоящая драка. Разнимать их пришлось с помощью полиции.
Пойдя навстречу желанию режиссера не использовать дублеров на съемках поединка Ахилесса с Гектором, Брэд Питт и Эрик Бана «подстраховались» оригинальным способом. Они заключили джентльменское соглашение платить штрафы за случайные попадания копьями или мечами: 50 долларов за каждый легкий удар и 100 долларов за сильный удар. В итоге Питт заплатил Бане 750 долларов, а Бана не задолжал Питту ни цента.
«Здесь нет злодеев, — уверял Петерсен, имея в виду Ахилесса и Гектора. — Мы сочувствуем обоим этим людям, которые поставили на карту свою жизнь. Их храбрость и благородство делают их героями. Гений Гомера позволяет завоевать нашу двойную симпатию. Сегодня, когда наши политики такие серые и безвкусные, нам нужно напоминать о том, что это значит иметь нравственную позицию, высшие идеалы. Может быть, поэтому люди откликаются на эти древние былины? Чтобы заполнить пустоту?»
Фильм получил противоречивые отзывы критиков. Наряду с позитивными отзывами высказывались претензии к актерскому составу, нехватке «человеческой драмы» и стилю голливудского боевика. Многие указывали на отсутствие в фильме древнегреческих богов, игравших по версии автора «Илиады» заметную роль в Троянской войне.
«Мы исключили богов, оставив только упоминания о них, — соглашается с критиками Петерсен. — Как может современный зритель видеть на экране богов, не хихикая?»
«Современный зритель» оценил экранизацию Гомера положительно и раскошелился на 500 миллионов долларов. С этим показателем «Троя» вошла в сотню самых кассовых фильмов мирового кинематографа и получила «дежурную» для Петерсена номинацию на «Оскар» — за лучший дизайн костюмов (художник Боб Рингвуд)
Как известно, в любом деле череда успехов рано или поздно заканчивается. Для Петерсена роковым стал 2006 год, когда он оглушительно провалился с высокобюджетным ремейком известного фильма-катастрофы 1972 года «Посейдон». Причины называют разные: слабый сценарий, схематичность в действиях героев, неестественные диалоги, ошибку при выборе сюжета, который якобы изначально не мог вызывать зрительский интерес...
Так или иначе, но при производственном бюджете 160 миллионов долларов картина заработала всего 181 миллион. С учетом затрат на продвижение и дистрибьюцию (цифры называют серьезные, но точной информации нет) компания «Warner Brothers» и частный инвестор «Virtual Studios» понесли существенные убытки (напомню, что для выхода фильма на порог окупаемости его кассовые показатели должны более чем вдвое превысить совокупные затраты на производство, рекламу и зарплату служащим кинотеатров).
«Что, наверное, не стоило снимать, так это фильм "Посейдон", — признавал Петерсен. — В то время я был на пике популярности. "На линии огня", "Эпидемия", "Самолет президента", "Идеальный шторм", "Троя" — я снимал все эти фильмы подряд, и каждый из них был более успешным, чем предыдущий. Пять подряд. Поэтому они сказали: "Вольфганг может все. Дайте ему все деньги, и все будет в порядке". Но это было не так. Мне не следовало этого делать, потому что это просто так не работает. В какой-то момент вы терпите неудачу».
Он был настолько разочарован и обескуражен этой неудачей, что не появлялся на порогах киностудий долгие 10 лет. Поговаривали, что режиссер планирует завершить карьеру, но в 2016 году он представил на суд общественности комедию «Четверо против банка» («Vier gegen die Bank»), ремейк своей же картины 1976 года. Это была его первая немецкая кинопостановка после «Бесконечной истории», и она наглядно показала, что мастер так и не смог оправиться от катастрофы «Посейдона».
«У многих режиссеров есть один фильм, — сказал он в одном из последних интервью. — Тот фильм, который изменил для вас все, и о котором люди будут говорить вечно. Мне повезло, что у меня есть этот фильм».
Разумеется, он имел в виду «Лодку», которая, в отличие от «Посейдона», никогда не пойдет ко дну.
Личная жизнь
Вольфганг Перерсен был противником освещения своей личной жизни в прессе, поэтому информации о ней мало.
Известно, что он был дважды женат. Первым браком — на актрисе Урсуле Зиг, от которой у него сын Даниэль 1968 года рождения. Пара развелась в 1978 году. В том же году Петерсен женился на Марии-Антуанетте Боргель, с которой познакомился на съемках фильма «Смог» (1973 г.), где она исполняла обязанности помощника режиссера по работе со сценарием.
Смерть
12 августа 2022 года Вольфганг Петерсен скончался на 82-м году жизни от рака поджелудочной железы у себя дома в Брентвуде, Лос-Анджелес. Похоронен на частном Вествудском мемориальном кладбище (Westwood Village Memorial Park Cemetery, западная окраина Лос-Анджелеса).
Могила находится на участке с ограниченным доступом. Рядом покоятся знаменитые актеры, режиссеры, музыканты и писатели, среди которых Мэрилин Монро, Кирк Дуглас, Берт Ланкастер, Рэй Брэдбери, Сидни Шелдон.
Увековечение памяти
На Баварской киностудии (Мюнхен) именем Вольфганга Петерсена назван 9-й павильон, построенный в 1985 году специально для съемок фильма «Враг мой».
В Эмдене, где родился Петерсен, обсуждается вопрос о присвоении имени режиссера одной из улиц или площадей города.
Фильмография и пр.:
Кинофильмы:
1967: Одно — другое (Der Eine — der Andere), к/м, сценарист и режиссер;
1967: Кукушкины годы (Kuckucksjahre), ассистент режиссера;
1969: Я не... (Ich nicht), к/м, сценарист и режиссер;
1971: Я убью тебя, Вольф (Ich werde dich töten, Wolf), сценарист и режиссер;
1974: Один из нас двоих (Einer von uns beiden), режиссер;
1977: Последствия (Die Konsequenz), сценарист и режиссер;
1981: Лодка (Das Boot), сценарист и режиссер;
1984: Бесконечная история (The NeverEnding Story, Die unendliche Geschichte), сценарист (совместно с Германом Вайгелем) и режиссер;
1985: Враг мой (Enemy Mine), режиссер;
1991: Вдребезги (Shattered), сопродюсер и режиссер;
1993: На линии огня (In the Line of Fire), сопродюсер и режиссер;
1995: Эпидемия (Outbreak), сопродюсер и режиссер;
1997: Самолет президента (Air Force One), сопродюсер и режиссер;
2000: Идеальный шторм (The Perfect Storm), сопродюсер и режиссер;
2004: Троя (Troy), сопродюсер и режиссер;
2006: Посейдон (Poseidon), сопродюсер и режиссер;
2016: Четверо против банка (Vier gegen die Bank, ремейк), продюсер и режиссер;
Телевизионные фильмы:
1965: Город на сваях (Stadt auf Stelzen), режиссер;
1972: Анна и Тото (Anna und Totò), режиссер;
1973: Смог (Smog), режиссер;
1973: Ван дер Фальк и богачи (Van der Valk und die Reichen), режиссер;
1974: На обе лопатки (Aufs Kreuz gelegt), режиссер;
1975: Город в долине (Die Stadt im Tal), режиссер;
1975: Местами гололед (Stellenweise Glatteis), режиссер;
1976: Счастливый Ганс (Hans im Glück), режиссер;
1976: Четверо против банка (Vier gegen die Bank), режиссер;
1977: Плановое упражнение (Planübung), режиссер;
1978: Чёрное и белое, как дни и ночи (Schwarz und weiß wie Tage und Nächte), режиссер;
Телевизионные сериалы:
Криминальный сериал «Место преступления» (Tatort):
1971: Повреждение металла (Blechschaden). Эпизод 8-й, режиссер;
1972: Выброшенные на берег (Strandgut). Эпизод 19-й, режиссер;
1973: Охотничьи угодья (Jagdrevier). Эпизод 29-й, режиссер;
1974: Ночные заморозки (Nachtfrost). Эпизод 36-й, режиссер;
1975: Короткое замыкание (Kurzschluß). Эпизод 58-й, режиссер;
1977: Аттестат зрелости (Reifezeugnis). Эпизод 73-й, режиссер;
Документальные фильмы:
1968: Красное знамя (Die rote Fahne), режиссер 5-й части;
Прочее:
1997: Красный угол (Red Corner), исполнительный продюсер;
1999: Инстинкт (Instinct), исполнительный продюсер;
1999: Двухсотлетний человек (Bicentennial Man), сопродюсер;
2001-2003: Агентство, сериал (The Agency), исполнительный продюсер;
2006: Чиксулуб (Chicxulub), к/м, сопродюсер;
Награды и номинации:
1973: Итальянские телепремии «Prix Italia», «Prix Futura» за фильм «Смог»;
1973: Высшая национальная кинопремия «Deutscher Filmpreis» за фильм «Один из нас двоих» в номинации «лучший молодой режиссер»;
1978: Бронзовый приз Адольфа Гримме и Премия немецких кинокритиков за фильм «Последствия»;
1981: Баварская кинопремия в категории «режиссура» за фильм «Лодка»;
1982: Высшая национальная кинопремия «Deutscher Filmpreis», кинопремия «Золотой экран» за фильм «Лодка»;
1983: Номинации на премию «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший сценарий для фильма «Лодка»;
1984: Кинопремия «Золотой экран» за фильм «Бесконечная история»;
1985: Кинопремия «Золотой гонг» за фильм «Лодка»;
1987: Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» 1-й степени (Офицерский крест);
1997: Кинопремия «Бемби» в категории Лучший режиссер за фильм «Самолет президента»;
2003: Баварский орден «За заслуги»;
2006: Медаль Франца фон Ассизи от Немецкой ассоциации защиты животных;
2007: Кинопремия «Золотая камера» в категории «Юбилей;
2010: Именная звезда на Бульваре звезд в Берлине;
2012: Немецкая режиссерская премия «Метрополис» за дело всей его жизни;
Публицистика:
Книга «Я люблю большие истории» («Ich liebe die großen Geschichten»), 1997 г.